КИБЕРКАФЕ
Журнал общекомпа
Обзоры киберкафе 



Интернет-кафе: белорусская антология

Cybercafe News
Послать сообщение автору

Дмитрий Разахацкий, специально для ZDNet
12 мая, 2005, 10:22
Интернет-кафе можно назвать точкой соприкосновения процессов в виртуальном и реальном мире. Интернет-кафе – это точно инструмент поддержки бизнеса, связанного с цифровыми технологиями. В любом случае, интернет-кафе будут востребованы еще достаточно долгое время. Удивительно, но, как стало известно совсем недавно, рынок интернет-кафе в Беларуси все еще есть.
Источник:ZDNet




Первое белорусское интернет-кафе было открыто в Минске 24 июня 1998 года интернет-провайдером Network Systems. Впрочем, как сказал директор интернет-кафе «Союз-online» Дмитрий Карлюк на пресс-конференции, посвященной развитию интернета в Беларуси, это кафе еще не было интернет-кафе в настоящем понимании. А «настоящее интернет-кафе открылось лишь в 2002 году».



Сегодня в Минске работает более 40 «интернет-кафе», плюс по всей республике – еще несколько частных интернет-кафе и сеть пунктов коллективного доступа (ПКД) от РО «Белтелеком». Ну и, конечно же, нельзя забыть «Интернет-кафе Open Place», которое вещает на волне 106,2 FM, но это уже совсем из другой истории.



Заметьте, что в предыдущем абзаце «интернет-кафе» взято в кавычки, и это не случайность. Все дело в том, что на сегодняшнем этапе развития в Беларуси сформировались несколько бизнес-моделей интернет-кафе, хотя все они пока воспринимаются под одним названием.



Бизнес-модели интернет-кафе

Первая и самая распространенная – это игровой компьютерный клуб. В нем все просто и понятно: компьютеры объединяются в локальную сеть, никакого общепита, чаще всего минимум комфорта, а иногда и подключения к интернету тоже нет. Основная аудитория, соответственно, – молодежь от шести лет и старше. Основная идея: «Случайного посетителя, зашедшего отправить почту или скачать реферат, постараемся привлечь к благому делу ConterStrike’a».



Вторая модель – как раз то самое интернет-кафе. Здесь уже есть и «что перекусить», и собственно интернет, а баланс между играми, веб-серфингом и ассортиментом барной стойки полностью на совести владельцев. Минимальное время работы посетителя, как правило, 15 минут. Основная идея: «Нас мало, но мы все в одном месте».



Третья модель – интернет-клуб, он же интернет-кафе с клубной системой. Самое важное: здесь предлагают реальное место для проведения досуга, встреч единомышленников, эстетическое удовольствие от пребывания в самом помещении, тем самым создают устойчивое комьюнити пользователей, постоянно посещающих клуб.



Четвертая модель – пункт коллективного доступа (кстати, в России их называют «интернет-салонами»). Общепита нет, досуговой части нет, интернет есть. Отсчет времени идет по минутам, заказывать компьютер лучше заранее. Основная идея: «Быстро зашел, быстро законнектился, быстро ушел». Белорусская особенность: монополия РО «Белтелеком», если не считать нескольких точек в минских библиотеках им. Пушкина, Национальной академии наук и др.



Объединяет все эти модели цена доступа (от 800 до 2000 белорусских рублей* за час работы), ассортимент допуслуг (например, бесплатно можно записать информацию, в некоторых местах – получить наушники, за отдельную плату в местах «покрупнее и пораскрученнее» – сканирование, запись на CD, черно-белая и цветная печать, распечатка фотографий, ксерокопия). Доступ в Сеть обычно происходит по выделенному каналу со скоростью от 64 Кбит/с и выше, что даже при большой загрузке кафе посетителями почти всегда означает более быстрое соединение, чем из дома.



Есть и некоторые особенности. Например, VIP-залы в некоторых клубах – отдельные помещения, компьютеры с большими мониторами (19 дюймов), хорошими звуковыми картами, более мощными процессорами и, естественно, повышенными тарифами.



Аудитория интернет-кафе

Все исследователи сходятся во мнении, что большую часть аудитории интернета составляет молодежь. По различным подсчетам, на долю лиц от 16 до 25 лет приходится 40-50% пользователей, от 25 до 35 лет – примерно 30%. Собственно, это же характерно и для посетителей интернет-кафе.



По оценкам экспертов, около 15% от общего количества белорусских пользователей интернета заходит в Сеть в интернет-клубах. (Данные по общему количеству пользователей были озвучены недавно гендиректором интернет-оператора «Деловая сеть» Сергеем Поблагуевым: в соответствии с исследованием Международного телекоммуникационного союза, в 2004 году в Беларуси насчитывалось 1 409 780 пользователей интернета.) При этом пользователи интернет-клубов на три четверти – это люди, у которых вообще нет выхода в Сеть или есть только на работе. Кстати, необходимо отметить, что для Беларуси (в отличие от Европы) до сих пор характерна очень высокая доля людей, выходящих в интернет с рабочего места. Соответственно, период пользования интернетом в клубе – 1-1,5 года, в дальнейшем просто находятся другие «выходы» в Сеть (чаще всего – домашний компьютер). Среднее время пользования компьютером в интернет-кафе – 1 час.



По словам Д. Карлюка, в прошлом году тенденции эти сохранились с небольшим отличием – немного «подросло» количество посетителей (до 600 человек в день в интернет-кафе «Союз-online») и появился постоянный «лояльный» контингент.



«Веселая» возможность интернет-кафе – ночной и утренний доступ в Сеть. Правда, погоды это не делает, т. к. на поведение пользователя влияет много независимых факторов: близость клуба, сопутствующие услуги, работает ли ночью клуб вообще. В любом случае, ночным интернетом пользуются «не от сытости», а из-за пониженных тарифов. Плюс «тематические активисты» типа «схватчиков». Соответственно, большая часть пользователей ночного интернета в клубах – молодые люди от 18 до 23 лет.



Мы не пойдем своим путем

«Многие участники рынка осознали, что влезли в него обеими ногами», — отметил Сергей Поблагуев, бывший гендиректор одного из крупнейших белорусских провайдеров «Деловая сеть» (ныне – зам. гендиректора третьего сотового оператора «БеСТ»), имея в виду прежде всего белорусских провайдеров. Поэтому теперь приходится двигать ногами, чтобы кровь не застаивалась в членах – этим, по всей видимости, объясняется расширение ассортимента услуг, налаживание приличного техобслуживания, планы по расширению деятельности и выход в регионы. И в то же время, отвечая на вопрос о том, не получится ли так, что белорусы снова перепрыгнут несколько этапов развития технологий на Западе, внедрят некий промежуточный вариант (как это произошло с телефонной связью стандарта NMT) и после будут долго думать, что же делать со всем этим добром, С. Поблагуев подчеркнул: «Мы идем от рынка». А рынок таков: конкуренция слабенькая, потребитель необученный, спокойный и стабильный. Посему: «Мы не пойдем своим путем, технологических революций в Беларуси не будет!»



Этот же тезис подтвердил директор интернет-кафе «Союз-online», сообщив, что даже активное развитие xDSL-технологий для домашнего доступа в Беларуси не приведет к исчезновению интернет-кафе. Наоборот, маркетинговая активность на рынке возрастет, хотя количество кафе, возможно, и сократится. Впрочем, цены на доступ от этого, скорее всего, не уменьшатся.



Вместо вывода

Беларуси явно не хватает интернет-кафе. Минску явно не хватает нестандартных проектов интернет-кафе типа кабин экспресс-доступа, интернет-арт-кафе и т. п. Белорусским интернет-кафе и ПКД явно недостает атмосферы доброй и подчеркивающей, что «все здесь для клиента». Но…


В Сети есть интересный Интернет-музей, собравший популярные сайты в том виде, в каком они существовали несколько лет назад. Посетителю предлагается «совершить путешествие в прошлое, взглянуть на интернет, каким он был в годы своего становления». В некоторых белорусских интернет-кафе (про компьютерные клубы просто промолчим) то же самое можно сделать и не заходя в Сеть, а просто заглянув внутрь. Радует то, что с каждым годом хотя бы эдаких «монстров дизайна» становится все меньше…


История интернет-кафе

История появления интернет-кафе мало чем отличается от истории обычных кафе и не отмечена громкими событиями и именами. В начале 20 века в Париже и Берлине стали популярными обычные кафе как некий дешевый аналог ресторанов, предназначенных скорее для встреч с друзьями, чем для «переваривания пищи». В конце 20 века, а точнее в 1994 году, в Лондоне появилось первое интернет-кафе Cyberia, открытое местным провайдером для того, чтобы получить бесплатный PR. Всего два (!) компьютера были предназначены для посетителей.


Чуть позже в Кембридже открылся первый интернет-паб, в Америке – The Speakeasy Cafe и несколько подобных заведений в Силиконовой долине, и пошла волна по всему миру, включая Южную Африку, Японию, Мексику и т. д. Со временем зашевелились транснациональные провайдеры и стали активно открывать свои киберкафе (западное название для интернет-кафе) с количеством компьютеров от тысячи и более.


Первое российское интернет-кафе появилось в декабре 1995 года в Питере, через год «движение» началось и в Москве. Надо заметить, что многие первопроходцы уже сошли с дистанции. К концу 2000 года в 141 стране уже насчитывалось свыше 3500 интернет-кафе. После 2000 года необходимость и желание их подсчитывать вообще потихоньку иссякли.


«Миссии» интернет-кафе мало отличались друг от друга и звучали примерно в ключе «наше интернет-кафе одно из первых заведений, предоставляющих новые формы общения и отдыха, привносящих передовые технологии в развлечения и образование». Особых различий по контингенту посетителей тоже не было. Большинство предназначало свои услуги «для подростков и деловых людей», а затраты на открытие списывало на «методы нетрадиционного маркетинга». Что, впрочем, зачастую актуально и сегодня. Вот только открытие очередного интернет-кафе уже никогда не станет новостью (как никогда не станут новостью и случаи их закрытия). Поскольку доступ в Интернет стало получить так же легко, как «завести» домашний компьютер, интернет-кафе становятся не более интересными, чем, к примеру, общественные телефоны.



* 1000 белорусских рублей эквивалентна примерно 13 российским рублям.


Об авторе:
Дмитрий Разахацкий — руководитель известного конструктора сайтов Сайтодром. Ранее работал главным редактором интернет-путеводителя «Желтые страницы. Grevtsov.by», выпускающим редактором еженедельной газеты, журналистом в различных российских СМИ, копирайтером.




Список статей по этой теме
Прокомментировать
Обсуждение этой статьи


 

 

 

© ООО "Вятка-Интерком", 2003 - О проекте - Партнеры
При перепечатке ссылка на источник обязательна.